Одним из наиболее почитаемых чудотворных изображений Всеблагой Заступницы, дарующим верным обильные благодеяния, является Иверская икона Божией Матери. Торжественное празднование этого чудесного образа Богоматери в нашей стране совершается трижды в год: 1) во вторник Светлой Седмицы – в день явления иконы Богородицы на Святой Горе Афон; 2) 25 февраля (12 февраля по старому стилю) – празднование в честь списка иконы, присланного в 1648 году царю Алексею Михайловичу; 3) 26 октября (13 октября по старому стилю) – празднование в честь прибытия в 1648 году списка иконы в Москву.

Еще при Своей земной жизни Пресвятая Богородица, по неизреченной любви к людям, благословила святого апостола и евангелиста Луку написать Ее изображение. Когда св. апостол представил Ей написанную икону, Она сказала: « Отныне ублажат Мя все роды. Благодать и сила Рождшагося от Меня и Моя с сим образом да пребудет.»

Но вот наступило время испытаний – в начале 9 века начались иконоборческие гонения в Византии, когда по наущению ненавидящих Христа императоры повелевали почитателей икон подвергать истязаниям, пыткам, убивали их, а сами иконы повсюду тщательно разыскивали, выкидывали из храмов и домов, рубили на куски, сжигали.

В то время, в царствование императора-иконоборца Феофила, неподалеку от города Никеи жила одна богатая и благочестивая вдова с сыном. Близ своего дома она устроила молитвенную храмину, в которой поставила древнюю икону Богоматери. Питая особое благоговение к Пречистой Деве, перед изображением Ее она приносила молитвы о спасении своей души и лобызала образ с верою и любовию. Однажды один из воинов- иконоборцев по имени Варвар, войдя в дом вдовицы и увидев изображение Божией Матери, обнажил меч и пронзил икону: из пронзенного места (правой ланиты) потекла кровь, как от живого человека. Увидав кровь, злодей крайне смутился; очнувшись через некоторое время, он пал на колени и со слезами молил Пресвятую Деву о помиловании, из ревностного преследователя сделался столь же ревностным почитателем Ее изображения и обратился к вдове со следующими словами: «Благочестивая вдова! Скрой образ от других преследователей, чтобы никто другой не мог нанести ему оскорбления.» Когда враги удалились, в ночь того же дня благочестивая женщина взяла образ Пресвятой Богородицы, отправилась на взморье и, облобызав икону, после слезной молитвы опустила ее в море, и, к великой радости своей увидела, что икона не упала на воду, но в прямом положении устремилась по воде к западу. Благочестивая вдова возблагодарила Господа и убедила сына своего удалиться от гонения иконоборцев в Грецию. Сын послушал мать и, приняв ее благословение, отправился в Солунь, а оттуда переселился на Афон и принял иночество. От него-то афонские пустынники и узнали об иконе, которую мать его пустила в море.

Неизвестно, где и сколько времени скрывалась святая икона. Уже после смерти никейского пришельца однажды иноки Иверской обители – основанной в 980 году и названною Иверской в честь ее основателей, трех знатных иверцев, -  увидели вечером на море огненный столп, касавшийся вершиною своею самого неба. Явление повторялось несколько дней и ночей сряду. Из всех окрестных монастырей собрались пустынножители и, сошедши на берег, увидели, что огненный столп возвышался над иконой Богоматери, стоявшей на воде. Чем ближе они подходили к морю, тем более икона удалялась от  них. Иноки Иверского монастыря собрались в храм и со слезами молились, чтобы Бог даровал им чудесно явившуюся икону. В то время пребывал в обители благочестивый старец Гавриил, родом из Иверии. Он жил, как земной ангел и как небесный человек. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица, сияющая светом небесным, и повелела возвестить настоятелю и братии, что Она хочет им дать Свою икону в покров и помощь и что старец должен идти с верою по морским волнам и принять икону для своей обители. Старец объявил о видении: настоятель и все монахи наутро вышли на берег с молебным пением, с кадилами и светильниками. Старец небоязненно приблизился по воде к святой иконе и сподобился принять ее своими руками. Иноки с благоговейной радостью встретили святую икону на берегу и устроили здесь для нее молитвенную храмину. Три дня и три  ночи они  непрерывно совершали перед нею молебствие, после сего внесли ее в соборную церковь и поставили в алтаре.

На следующий день, перед утреней, монах, обязанный зажигать лампады, вошел в храм и не нашел в нем новоявленной иконы. После долгих поисков наконец нашли ее на стене над монастырскими вратами и отнесли на прежнее место. На следующее утро она снова явилась над воротами и была перенесена в алтарь. Такое перемещение иконы повторялось несколько раз. Наконец Богоматерь во сне явилась тому же старцу Гавриилу и сказала: «Объяви братии, чтоб они более не искушали меня и не усиливались бы удержать Мою икону в соборе, а оставили бы ее на воротах. Я не желаю быть охраняемою вами, а хочу быть вашею хранительницею не только в настоящей, но и в будущей жизни. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием, и вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам да не оскудеет.» С того времени обрадованные иноки более не тревожили святую икону, и устроили небольшой храм во славу Преблагословенной Богоматери над монастырскими воротами, где Она Сама избрала Себе место.

В этой церкви чудотворная икона и доныне пребывает на левой стороне царских врат. По имени обители она называется Иверскою, а по месту пребывания над воротами – Портаитиссою, т.е. Вратарницею, или Привратницею.

 

Чудеса от Иверской иконы Божией Матери

Чудеса исцелений от Иверского образа Пресвятой Богородицы неисчислимы. Доныне виден на ланите Иверской Богоматери шрам от раны, нанесенной ножом раскаявшегося разбойника. Подобным образом покаялись и сарацинские хищники, ограбившие Иверскую обитель: они раскаялись и не только обратились к истинному Богу, но и все свои сокровища отдали для возобновления опустошенных ими храмов. Заступлению Богоматери-Вратарницы обязана обитель спасением своим и от нашествия персов, которые под предводительством Амиры, на пятнадцати кораблях, пристали к берегу Святой Горы, обступили Иверский монастырь с намерением ограбить его. Устрашились монахи и, взяв с собой церковные сосуды и чудотворную икону, укрылись в укрепленной башне и усердно молились Пресвятой Богородице, да спасет обитель Свою от  разорения. Враги ворвались в монастырь и опустошили его, потом опутали канатами столпы собора и усиливались обрушить их со всем храмом. Вдруг восстала сильная буря и потопила персидские корабли и все бывших на них врагов. Остался один Амир, бывший тогда в монастыре. Видя погибель своих кораблей и воинов, он раскаялся в своей дерзости, просил монахов умолить Бога о помиловании его, вручил им много золота и серебра  для построения новых, еще выше прежних, стен вокруг монастыря.

Иверская обитель со времени явления в ней чудотворной иконы не имела ни в чем недостатка. Когда Иверскому монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки. К замечательным чудесам от святой иконы относится и то, что Пресвятая Вратарница часто не допускала входить в обитель людям, имевшим какую-либо душевную нечистоту; некоторые из нераскаянных грешников, при попытке насильно войти внутрь ограды, падали замертво.

В соборном храме Иверского монастыря напротив красиво украшенных врат висит большая неугасимая лампада, которую называют «Лампада Вратарницы». Она чудесно ритмично качается по горизонтали в определенные дни. По великим праздникам - во время Богослужения, а по будням чаще всего неожиданно и необъяснимо. Движение лампады по будням показывает, что надвигается бедствие с глобальными последствиями для мира, например, землетрясение, война или смертоносная эпидемия.

Святогорцы рассказывали, что, перед тем как турецкие войска напали на Кипр, лампада качалась в будние дни так, что масло переливалось через край. Подобное явление было отмечено и перед землетрясением в Армении, а также накануне американо-иракской войны. Таким образом, эта лампада Вратарницы - одно из самых дивных свидетельств того, что Богородица постоянно пребывает с нами; через нее на Святой Горе становится зримым, как бьется пульс жизни мира.

Однажды, когда было великое смущение на Святой Горе, афонские жители хотели бежать оттуда: из сорока тысяч всей братии на Святой Горе в 1854 году оставалось не более одной тысячи, и те хотели оставить Афон и бежать куда кто знает, полагая, что Матерь Божия покинула их и Святая Афонская Гора запустеет. Тогда  Царица Небесная явилась многим отцам и пустынножителям и сказала: «Почто очень испугались и почто входят такие помышления в сердца ваши? Все это пройдет и кончится, и опять наполнится Св. Гора монашествующими. Вот даю вам извещение, что, когда Моя икона будет находиться во Св. Горе, в Иверском монастыре, тогда ничего не бойтесь и живите в своих келиях, а когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, куда кто знает». Ибо тогда потрясется весь монастырь, Афон будет биться страшным шумом, и совсем близка уже кончина мира.

И доныне многие пустынножители каждую неделю приходят в Иверский монастырь, чтобы посмотреть, на своем ли месте находится икона Божией Матери, и, увидевши, с радостью возвращаются в свои пустынные келии.

Да, велика милость Пресвятой Богородицы к инокам  Афонской Горы, но как же случилось, что сей чудотворный образ оказался на Святой Руси? Об этом благодатном изображении Богоматери на Руси узнали в 17 веке, когда, в начале царствования Алексея Михайловича, в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный образ Иверской Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудесную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться. Тогда настоятель монастыря собрал всю братию, и они все вместе сотворили великое молебное пение с вечера и до утра, святили воду со святыми мощами и этою святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Вратарницу, и, собрав ту воду в большую чашу, обливали ею новую доску из кипарисного дерева и опять, собрав ту воду в чашу, служили Божественную литургию с великим усердием и верою, а после Литургии дали ту святую воду иконописцу благочестивой жизни, преподобному иноку и духовному отцу Иамвлиху Романову, чтобы, смешав святую воду с красками, он написал святую икону. Все время написания иконы иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу. А братия в помощь ему совершали всенощные и литургии дважды в неделю. В результате этой работы, список с чудотворной иконы ничем не разнился от подлинника, ни длиною, ни шириною, ни ликом, одним словом – «новая аки старая».

Уже при следовании благодатной святыни в Россию совершилось необыкновенное событие, о котором передает Никон в своей книге «Рай мысленный».

У иноков-святогорцев Корнилия и Никифора не было денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай лодочникам-магометанам. Они уже было решили вернуться на Афон, но во сне им явилась Божия Матерь и успокоила их, уверив, что они благополучно завершат свой путь. Той же ночью Пресвятая Богородица явилась одному богатому греку Мануилу и приказала помочь инокам. Грек заплатил за них нужную пошлину и отказался от дара, который Никон впоследствии из благодарности прислал ему. Но Божия Матерь впоследствии за усердие к Ней даровала ему великие выгоды в торговле.

По прибытии святой иконы в Москву 13 октября (по старому стилю) 1648 года, царь Алексей Михайлович со всем семейством, патриарх Иосиф, духовенство, бояре и народ всякого звания и возраста с благоговением встретили икону Богоматери у Воскресенских ворот Китай-города и временно поместили ее в Никольском монастыре. Однако затем благочестивый царь, вспоминая, что чудотворная икона в Афонской обители избрала себе место на воротах монастырских, пожелал перенести присланную с Афона икону в особенную часовню, для нее устроенную  у Воскресенских ворот, с молитвенною надеждою, что Божественная Вратарница будет всегда ограждением и покровом первопрестольной столицы. В часовне находится рукописная книга, в которой записаны многочисленные чудеса, изливавшиеся от милосердия Пресвятой Богородицы всем прибегающим к Ней с верою и усердною молитвою. Лишь однажды Иверская покинула Москву – в 1812 году, во время нашествия французов чудотворная икона, по высочайшему повелению, была увезена из Москвы во Владимир и, по изгнании неприятеля, опять препровождена в Москву и поставлена в часовню, куда стекается ежедневно множество богомольцев.

Не стоит забывать великие милости Пречистой Владычицы и в наши дни: в 2002 году заложники Норд-Оста по молитвам Церкви были освобождены именно в день празднования Иверской иконы Божией матери – 26 октября, на четвертый день после захвата в плен.

Таким образом, Матерь Божия за молитвы перед Ее Иверской иконой всегда стояла на страже, как скорая помощница людям в бедах, напастех и болезнях. И сегодня великая благодать изливается от чудотворных списков Иверского образа. Каждый, кто приходит к ним с верой и надеждой, получает помощь и исцеление.


«…освяти Господи любящих благолепие дому Твоего, Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою…»

Храм Архангела Михаила